Как известно, культура любого города складывается из суммы творческих людей, ее составляющих. В Орске много коллективов и людей, отдающих силы и таланты для его культурного процветания. А вот членов Союза писателей России на сегодняшний день до обидного мало, а точнее, всего один, хотя еще несколько лет назад ситуация была совсем иной. Друг за другом ушли из жизни прозаики и поэты Олег Яковлев, Лилия Чернова, Татьяна Белозерова, Александра Чернышева, Юрий Лифшиц, Валерий Тихомиров. И назрела острая необходимость в пополнении культурной обоймы города людьми, имеющими членские билеты Союза писателей.
На минувшей неделе первый шаг в решении проблемы был сделан: в Оренбурге состоялось собрание областного филиала членов Союза писателей России, где была рассмотрена и одобрена кандидатура орчанина Вячеслава Полещикова, автора нескольких поэтических книг, активного члена общественной литературной организации «Сонет» и творческого клуба «Зеленая лампа».
И это все о нем
Вячеслав Полещиков – коренной орчанин. Здесь он окончил среднюю школу № 33 и ушел служить в ряды Советской армии. Там начал заниматься восточными единоборствами. Это увлечение в будущем стало делом всей его жизни. В 1990 году Вячеслав получил звание инструктора-методиста ушу, а еще через два года перешел на занятия русским боевым искусством системы подготовки РОСС (российская отечественная система самозащиты). Параллельно поступил в Московский государственный открытый университет, окончил его. Работал слесарем по ремонту подвижного состава, водителем, строителем, инструктором-методистом рукопашного боя, начальником службы безопасности. С 2013 года работает тренером-преподавателем в ООО «Спортивный клуб «Сила Урала».
Казалось бы, вся его биография далека от поэзии. Тем не менее, памятуя тот постулат, что именно физики преуспевают в лирике, Вячеслав уже много лет увлекается сочинением стихов. Его творения регулярно появлялись на страницах местной прессы, в литературно-художественном альманахе «Орь» и сетевом альманахе «Зеленая лампа». В 2020 году увидел свет сборник стихотворений «Один на один», а в нынешнем году издан другой – «Мой суровый Урал», куда вошли избранные стихи. Именно его Вячеслав представил на рассмотрение в областной филиал Союза писателей. Кстати, стихи из последнего сборника принимают участие в региональном конкурсе имени П. И. Рычкова, который проводится в настоящее время в областном центре.
Творческие рекомендации для приема Вячеслава Полещикова в профессиональный союз дали три человека: орчанин Александр Иванов, новотройчанин Анатолий Тепляшин и оренбуржец Иван Ерпылев. Все трое – поэты и прозаики, члены Союза писателей, а последний – еще и нынешний председатель оренбургского филиала писательской организации.
Александр Иванов:
– Стихи Вячеслава Полещикова говорят сами за себя: это стихи мужчины, который знает жизнь во всех ее проявлениях. О чем бы он ни писал: о природе, о патриотизме, о рукопашной борьбе (это его профессия), о детях – чувствуется, что это пропущено через сердце. А потому стихи не могут не трогать, не волновать потаенных уголков души.
На поляне таежной заснеженной,
В окружении чащи лесной,
Где безмолвье со стужей замешаны,
Уголочек стоит обжитой.
У крыльца заметает поленницу,
Береста на полу у печи.
Одинокой затерянной пленницей
Тихо дремлет избушка в ночи.
(«Зимовье»)
Вроде бы и язык безыскусный, без красивостей, виньеток, а царапает, заставляет сопереживать. За простыми словами угадывается образ, и этот образ понятен и близок каждому.
Более сорока таких стихотворений составили первый сборник Вячеслава Полещикова «Мой суровый Урал». Здесь и зарисовки о неброской природе Южного Урала, и стихи-сопереживания о непростой политической обстановке в стране, что подчеркивает гражданскую позицию автора, и тонкая любовная лирика, и образ мамы, который у Вячеслава накрепко связан с верой и православием, помогающими укрепиться:
Мама шепчет, а отблеск огня
На окладах, одеждах и ликах
Нежной россыпью манит меня,
Что-то тайное есть в этих бликах.
Что-то высшее в этих словах:
И любовь, и надежда, и сила.
Не случайно Россия в веках
Веру в Бога-Творца сохранила.
(«Мамина молитва»)
И что еще характерно – стихи и жизнь Полещикова совпадают. Иной пишет красиво, образно, даже убедительно, а в разведку с ним не пойдешь. С Вячеславом можно и в разведку. Хороший поэт и хороший человек сочетаются в нем, и это отличительная примета его цельной творческой личности.
О стихах Вячеслава Полещикова можно писать много. Отмечать метафоричность и пронзительность строчек. Но у меня цель – не рецензировать произведения литератора, а представить его в качестве кандидата в члены Союза писателей России.
Что я с удовольствием и делаю.
Анатолий Тепляшин:
– Начну с названия книги, для чего у меня есть своя причина. Дело в том, что моя вторая книга стихотворений, которая была опубликована в далеком уже 1989 году, называлась «Вьюжный Урал». В одном слове я совместил и название нашего края – Южный Урал, и наши зимние вьюги. И теперь, положа руку на сердце, я должен сказать, что название книги «Мой суровый Урал» мне нравится больше собственного названия. Оно более емкое, естественное, в нем нет смысловой надуманности, но проявляется и авторское отношение к родной земле, и сам образ малой родины, суровой и нежной, где живут «хорошие и сильные люди».
Хотелось бы мне остановиться на одном из первых стихотворений в книге. В этом стихотворении, как и во многих других стихотворениях автора, прозаические реалии жизни каким-то чудесным образом приобретают поэтическое звучание.
И свет неярких фонарей,
Светящихся у всех дверей.
И чай с водою ключевой,
С душицей, мятой луговой.
И лучик утренней зари
В деревне дивной Чукари.
Чудо поэзии в том и заключается, что берутся самые обычные слова, сказанные-пересказанные, петые-перепетые тысячи раз, и в определенном сочетании вдруг начинают звучать по-новому, в определенном лирическом контексте, который затрагивает наш ум и нашу душу.
Я недаром уже дважды сослался на свой личный опыт, поскольку у меня есть действительно уникальная возможность проверить стихи автора и своим житейским, и своим поэтическим опытом. Все, о чем он пишет, я ведь и сам знаю, и сам пережил, и даже сам писал о подобном, вот и интересно мне, насколько он проймет мое сердце. И должен признаться, что многие стихи действительно его затрагивают.
Некоторые стихотворения в книге «Мой суровый Урал» носят описательный характер. И порою кажется, что прозаический рассказ начинает преобладать над поэзией. Но поэтическое начало часто оказывается сильнее. Выражается это в особом напряжении стиха, в душевном сопереживании, в том ритмическом движении строк, которое созвучно ритму сердца.
В своей книге автор затронул многие темы. Одним из лучших стихотворений является «Один на один»: о встрече волка и человека, когда высокомерный охотник вдруг оказывается в роли самого загнанного зверя. Здесь душевное и поэтическое напряжение сохраняется от начала и до конца.
Немало поэтических строк в лирических стихотворениях. Но лично мне больше всего легли на душу стихи, посвященные родной природе: и своей образностью, и лирическим настроем, и неподдельной любовью к тому, о чем написано.
Мои плечи обнимут ветвями березки-красавицы,
Под босою ногой зашуршит земляничный ковер.
Прокукует кукушка, напомнив мне, сколько останется
Бесконечную даль наблюдать, чуть прищурив свой взор.
Да, у нашей оренбургской дали есть такая особенность: даже в пасмурные дни она как будто бы слепит глаза своей бесконечностью.
Иван Ерпылев:
– Стихи Вячеслава Полещикова при первом знакомстве удивили меня мелодичностью и основательностью. Понятно, что автор не учился в литературном институте, но он интуитивно пришел к правильной поэтической форме, к ясному, логичному изложению мыслей в стихотворении.
В его поэтическом мире поистине «травы не смяты», как говорит сам поэт в одном из своих стихотворений, его глаза остры, не замутнены злобой, или завистью, или просто старческой усталостью и безразличием.
Чувствуется, что Полещиков – сторонник классической русской поэзии, классического стиха, строгого, скупого. Его стихи – по-настоящему мужские, сдержанные, искренние. Среди коллекции его лирических образов – не только березки, но и трамваи, прокуренные бытовки, и даже колесные пары:
Билет домой. Уплыл перрон.
В родимый край летит вагон.
Колесной паре вторит стык:
«Домой, старик! Домой, старик!»
Я разделяю чувства автора, когда он говорит о бескрайних степных, полынных просторах.
Многие темы волнуют автора – и неумолимый бег времени, и возрождение православной веры, но мне дороги своей оригинальностью и правдивостью его охотничьи стихотворные зарисовки.
Это направление в творчестве Полещикова я считаю очень перспективным, в стихотворениях об охоте он говорит в полный голос, свободно, строки так и льются – органично, ритмично, и не нужно ничего выдумывать – все и так как на ладони.
Стихотворения, основанные на личном опыте, всегда трогают читателя, это прописная истина, но особенно интересны стихотворения, написанные знающим человеком о каком-либо ремесле, умении – с таким интересом мы следим за развитием событий в охотничьих стихотворениях Полещикова.
Сложно говорить о будущем развитии поэта, который издает практически первую книгу стихотворений, но сам является сложившимся, самодостаточным человеком – со своим характером и темпераментом.
Только отчаянная, жестокая саморедактура, погружение в современную литературную жизнь, чтение других современных поэтов может помочь автору осознать свои ошибки, увидеть себя на фоне других – а также на фоне литературного времени.
Некоторые образы автора узнаваемы, но я верю Полещикову, что он сам придумал, создал эти образы, ни у кого не подглядел, не такой это человек. Просто во всем массиве слов русского языка сложно что-либо найти, чтобы рассказать о реке или о дереве, о любимой женщине. Это – вечный бич поэтов: сказать что-то новое.
Вячеслав Полещиков, сам того не замечая, поэт более эпического, повествовательного склада, чем лирического. Ему больше удаются стихотворные истории, нежели элегии.
Рады приветствовать орчанина Вячеслава Полещикова в числе оренбургских поэтов и надеемся, что эта книга – только первый шаг автора к гармоничному раскрытию.
Сергей Рассказов,
специальный корреспондент