Атмосфера баловства и театрального хулиганства царила на сцене Орского драматического театра в минувшее воскресенье.
Премьерой нынешнего театрального сезона стал спектакль режиссера Александра Лебедева по комедии положений итальянцев Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи «Икра и чечевица», ставшей широко известной в нашей стране под названием «Моя профессия – синьор из общества». Вот уж, действительно, все новое – хорошо забытое старое.
«Синьор» массово прошел по театрам бывшего СССР и Украины еще в 80-е годы прошлого века. В доперестроечное же время по пьесе на Одесской киностудии был снят фильм Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине», где главные роли блистательно сыграли Александр Ширвиндт и Софико Чиаурели. И вот новая сценическая версия заслуженного артиста Удмуртской Республики, главного режиссера Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамира Салимзянова обретает новую жизнь на подмостках театра имени Ленсовета и многих других. Сам Салимзянов считает ее более успешной в том смысле, что «предыдущий перевод пьесы был не самым удачным: с итальянского на русский перевели, но по-русски не заговорили. Мне кажется, у нас получилось сохранить юмор в шутках, репризах и на русском языке».
Режиссер Александр Лебедев представил свое видение этой работы на сцене Орского драматического театра.
Зритель с первых же минут спектакля под звуки бравурной итальянской песенки «Белла чао» (кстати, исполнявшейся участниками Сопротивления в Моденских горах во время Второй мировой войны) попадает в обшарпанную квартирку неаполитанского семейства среднего достатка. Хозяин семейства, умный и энергичный Леонидо Папагатто (актер Алексей Маланьин) пробавляется мелкими аферами: он выдает себя за гостя на различных торжествах, где умудряется воровать со стола еду и напитки, а впоследствии перепродает их местным торговцам с помощью своего соседа Антонио (актер Степан Рожкин). Сожительница синьора Леонидо Валерия (актриса Инесса Берг), их общая дочь Фьорелла (актриса Мария Герасименко) и сестра Матильда (актриса Надежда Цепелева) настолько свыклись с «артистическими выходками» своего кормильца, что охотно идут на все его розыгрыши. В один прекрасный день Папагатто осеняет гениальная мысль учредить Комитет помощи бедствующим семьям, которую он воплощает в жизнь благодаря своим связям и влиянию в высшем обществе. Этот комитет был придуман синьором Леонидо исключительно для того, чтобы его семья, которую он выдаст за чужую, бедствующую, получила деньги. Подговорив своих родных, он сообщает им день визита других членов Комитета.
Такова, собственно, завязка комедии. И тут начинается такое… Я не буду пересказывать сюжет, поскольку нет желания спойлерить. Зрители должны сами увидеть и распутать интригу этой блистательной искрометной постановки, где кроме главных существует еще множество второстепенных персонажей. Это и полоумный девяностолетний парализованный дедушка (актер Александр Шишулькин), взятый синьором Папагатто напрокат, и «живой труп» Алессандро (актер Александр Кабаев), и «невинный убийца» Никколо (актер Федор Слупский), и псевдоврач с красноречивым именем Борджиа, и члены так называемого Комитета помощи бедствующим семьям. Скажу только, что все актеры играют с настроением. Атмосфера баловства и даже некоего театрального хулиганства царит на сцене с первой и до последней минуты (а длится спектакль аж целых 2 с половиной часа!).
Кое-кто, конечно, посчитает, что сохранять комедийный гипноз в течение такого времени трудно. Но орским артистам это удается. Более того, интересно смотреть спектакль не только взрослым, но и подросткам, которых было немало на премьере.
Конечно, лавров заслуживает исполнитель главной роли Алексей Маланьин. Его роль – из тех, которые называются характерными. Ведь синьор Папагатто – личность фантастического обаяния, обладающая прекрасным знанием законов психологии. Он хочет красиво жить и, на манер своего знаменитого предшественника Остапа Бендера, превращает все вокруг в театр имени себя. А труппой становятся не только члены семьи, но и те, кто случайно оказался поблизости.
Типичным делает образ Папагатто и то обстоятельство, что пресловутый «синьор из высшего общества» – тот самый персонаж, кого еще называют попросту фуршетник. Я лично знавал одного фуршетника, который, подобно Леонидо Папагатто, не пропускал ни одного публичного мероприятия, чем, собственно, и кормился. Известно, что среди фуршетников в минувшие годы было немало бывших братьев-журналистов, которых по привычке всюду пускали. Все это делает пьесу, а вместе с тем и спектакль более чем актуальными.
Но главное даже не в этом. Надуманному синьору, главе большой итальянской семьи Леонидо Папагатто можно простить все: и мелкие кражи продуктов на званых обедах и ужинах, и создание мифического благотворительного фонда поддержки бедных семей, так как весь этот дурацкий калейдоскоп событий затеян им ради одной цели – благополучия своих близких. В спектакле «Моя профессия – синьор из общества» подняты на щит семейные ценности. Дом, семья, нерасторжимые связи между родными людьми – именно эти приоритеты декларируются премьерной постановкой.
Что ж, семья – дело благородное. Равно как и сценическое оправдание Леонидо Папагатто – несчастного фуршетника, пустившегося в воровство ради благополучия своих близких. Пожалеем его, господа-товарищи?! Он ведь достоин сочувствия. Как говорится, от сумы и от фуршета не зарекайся. С каждым может случиться… И пожелаем премьерному спектаклю Орского драматического счастливого плавания в новом театральном сезоне, а также искренних зрительских симпатий.
Александр Иванов,
обозреватель
Сергей Пузырев,
фотограф