Всегда ли успех стоит затраченных усилий? Как быть, если твои амбиции не находят поддержки близких? Что важнее – дружба или победа? Герои задаются этими вопросами в сборнике «Стеклянные лягушки: три истории о выборе» (12+).
Все три истории наполнены жизнью, каждодневными тренировками, победами, провалами и взаимоотношениями с друзьями, командой, родными и, конечно, самим собой.
В сборнике три пронзительные повести: «Футбольный тренер Чистяков», «На старт приглашаются» (фигурное катание) и «Вольные упражнения» (гимнастика).
Герои предстают перед нами обычными детьми от 11 и до 15 лет, желающими выдержать конкуренцию, давление и сильное желание «бросить всё ко всем чертям!» В повестях поднимаются темы, которые будут интересны детям и взрослым: цена успеха, важность нормальной жизни, выбор, поиск себя, дружба, целеустремлённость.
В повести «Футбольный тренер Чистяков» Марии Ботевой речь идёт о девичьей команде. Настя Веселова считает, что она самый лучший игрок в команде. Её всё время ставят в ворота. Девочке всё время некогда. У неё столько дел, только успевай поворачиваться. Тому, кто любит фигурное катание, знакомы слова: «На старт приглашается». Так называется повесть Натальи Вишняковой. Красивое фигурное катание, но Веня почему-то решил покончить со спортом, а Женя считает, что её настоящее – там, на катке, и, идя на тренировку, твердит про себя: «Ничто не может меня сломать, заставить отступить»
«Где-то в Южной Америке живут стеклянные лягушки. Смотришь на такую – и видишь всё, что у неё внутри. Люди – это стеклянные лягушки. Они набиты мыслями, намерениями, поводами, всё время чего-то хотят и представляют себя кем-то, часто далёким от себя реального». Так героиня повести Натальи Вишняковой характеризует окружающих.
Повесть Татьяны Сергеевой «Вольные упражнения» посвящена гимнастике. В этой книге две главные героини – талантливая девочка-гимнастка Анна и её тренер Ирина, жёсткая и властная, как любой тренер, добивающийся результатов. На наших глазах разворачивается конфликт между юной спортсменкой и её амбициозной наставницей. Ирина знает Аню с самого раннего детства и считает самой перспективной гимнасткой сборной. Но, по её мнению, Ане не хватает характера и воли к победе. То есть она трудолюбивая, настойчивая, но нет в ней вот этого «победить любой ценой». Для Ани же гимнастика – способ спрятаться от реальности, в которой мать-алкоголичка, неустроенный быт, отец и его вторая семья. Аня не уверена, что гимнастика должна заменить собою всю жизнь так, как это случилось в жизни Ирины, отдавшей себя в жертву спорту, но не ставшей от этого счастливее.
Мы наблюдаем, как сталкиваются интересы тренера и ученика, спортсменок-конкуренток, тренеров-соперников. Автор даёт нам возможность увидеть два взгляда на одну и ту же проблему, предлагая выслушать по отдельности Ирину и Аню: их монологи так и будут чередоваться до конца книги. А дальше нам предстоит поразмышлять, возможно ли ради большой главной победы предать ближнего? Аня считает, что нет. А Ирина даже не видит этого предательства: для неё это лишь обычный бытовой эпизод.
Во всех историях главные герои каждый день сталкиваются с выбором, борются с собой, учатся не только побеждать, но и проигрывать.
Татьяна Коченкова,
заведующая методико-библиографическим отделом ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска»